Зарплата врача в России

6 марта 2017

В последние годы зарплаты врачей и вся система оплаты труда медицинских работников существенно изменились, что можно связать с необходимостью мотивирования сотрудников к оказанию качественной медицинской помощи. В свою очередь, уровень зарплаты сотрудников здравоохранения должен в полной мере зависеть от того, насколько качественные медицинские услуги населению он оказывает.
Распоряжением Правительства № 2190-р от 26.11.2012 года предусмотрено поэтапное изменение системы начисления оплаты труда в бюджетной сфере, что предполагает совершенствование основных компонентов заработной платы – оклада, тарифной (часовой) ставки, а также дополнительных стимулирующих и компенсационных выплат.

При этом уровень зарплаты сотрудников здравоохранения должен в полной мере зависеть от того, насколько качественные медицинские услуги населению он оказывает.

Зарплаты врачей и медицинских работников в 2016 году*

По данным Росстата, за первое полугодие 2016 года средняя зарплата врачей и медицинских работников составила 48 946 руб. 

Самые высокие зарплаты врачей предсказуемо зафиксированы в  Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском - Югра,  автономных округах;  Камчатском крае; Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях; Москве и Республике Саха (Якутия).

Самые низкие зарплаты медицинских работников и врачей: Орловская область, Республика Марий Эл, Ульяновская область, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия. 

Полную таблиц зарплат врачей в 2016 году в России смотрите ниже. 

Cдельная оплата труда медработников

Зарплата врача может формироваться по принципу сдельной оплаты труда, с учетом некоторых особенностей. В частности, необходимо учитывать рекомендации Минздрава РФ, а также Российской трехсторонней комиссии (РТК). Если говорить в целом, то действующее законодательство содержит положения, разрешающие устанавливать в организации сдельную трудовую оплату, при этом каких-либо исключений для сотрудников медучреждений не предусмотрено. При сдельной оплате труда медработников берется во внимание установленная цена за выполненную работу, тогда как тарифная ставка устанавливается за выполненную трудовую норму, и не включает в себя выплаты стимулирующего или компенсационного характера. О том, что эти понятия неравнозначны, следует и из выводов судов по итогам рассмотрения гражданских дел. Кроме того, утратил силу и приказ Минздрава РФ № 377, в котором содержалась прямое указание на возможность применения сдельных расценок для установления зарплаты медработников. На сегодняшний день Минздрав РФ придерживается позиции о том, что зарплата врачей должна включать в себя: оклад, выплаты стимулирующего, компенсационного характера и тарифную ставку. Однако, если в больнице все-таки существует необходимость установления отдельным работникам сдельной формы оплаты труда, то необходимо предусмотреть такую форму в локальном акте учреждения – в коллективном договоре или ином локальном акте. Это не будет являться нарушением действующего трудового законодательства.

Бригадные формы оплаты труда

Некоторые больницы рассматривают возможность установления в учреждении бригадных форм оплаты труда, т. е. когда зарплата конкретного врача или иного медицинского работника зависит от общих результатов подразделения, отделения или выездной бригады.

Сегодня система оплата труда медицинских работников в обычных городских и районных больницах, предусматривает расчет размера доплат стимулирующего характера в зависимости от конкретных коллективных итогов работы сотрудников больницы.

Формула расчета оптимальной среднесуточной нагрузки на бригаду скорой медицинской помощи:

Согласно авторской методике В.М. Шиповой и А.Н. Плутницкого, оптимальная нагрузка на бригаду скорой медицинской помощи не определена, так как поток вызовов является случайным и частота вызовов не регулируется. Но рассчитать оптимальную нагрузку на бригаду скорой медицинской помощи возможно. Основываясь на планово-нормативных данных по обеспечению населения машинами скорой медицинской помощи и числу вызовов, выводим формулу:

318 Х 10 : 365 = 8,7, где
318 - число вызовов на 1000 населения;
10,0 тысяч - количество населения;
365 - календарные дни года;
Показатель 8,7 (9,0) вызовов – среднесуточная нагрузка на бригаду скорой медицинской помощи.

Система оплаты труда в таких учреждениях закрепляется в локальных актах (соглашениях, коллективных договорах, положениях и т.д.), при этом учитываются:

  • утвержденные классификаторы профессий, должностей;
  • разработанные медицинские профессиональные стандарты;
  • мнения профессиональных союзов медработников;
  • профессиональные сообщества работодателей;
  • объемы государственных гарантий в сфере оплаты труда;
  • позиция Российской трехсторонней комиссии;
  • позиция Минздрава РФ.

Так, в совместных рекомендациях Минздрава РФ и РТК, не предусматривается применение бригадной формы оплаты труда. Ранее применение формы бригадной оплаты труда медработников был предусмотрен в приказе Минздрава СССР № 1180 от 10.11.1986 года, но от с 2009 года утратил свою юридическую силу. Однако, действующее законодательство не запрещает учитывать результаты работы бригады для расчета стимулирующих выплат конкретному медицинскому работнику. Также в Распоряжении Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года сказано о том, что в отношении медицинских работников должны устанавливаться конкретные поощрения за достижение коллективных результатов работы.

Соотношение частей зарплаты

Министерство здравоохранения РФ установило предельный уровень соотношения средней зарплаты главных врачей больниц и медицинских работников в системе учреждений здравоохранения. Так, в соответствии с приказом № 170 от 28.03.2013 года уровень предельной зарплаты главного врача больницы кратен 8 зарплатам сотрудников больниц, находящихся в ведении Минздрава РФ. Положение об оплате труда работников Медицинской организации разработано в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.   

Оклад медицинских работников

В этом разделе рассмотрены все правовые особенности установления окладов медицинским работникам, в том числе правила применения профессиональных квалификационных групп, учета стажа и возможность установлении медработнику индивидуального оклада.

Установление персонального оклада

Оклад представляет собой определенную сумму оплаты труда медработника, которая устанавливается ему за выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных конкретной должностью. В сумму оклада не включены иные дополнительные выплаты. Мы считаем, что установление медработникам государственных и муниципальных больниц персональных окладов трудовым законодательством прямо не запрещено, хотя другими нормами не рекомендуется по следующим причинам. В соответствии со ст. 22 ТК РФ медицинское учреждение, как работодатель, должен обеспечить своим сотрудникам одинаковую оплату труда за выполнение аналогичного труда. При этом установление различных окладов для одних и тех же должностей не запрещено, но представляется неоправданным. РТК приняты единые рекомендации по установлению оплаты труды сотрудников учреждений государственной и муниципальной системы от 25.12.2015 года, в которых не рекомендовано устанавливать для сотрудников, которые входят в одну и ту же квалификационную группу разных ставок, окладов. Также не рекомендуется и указывать диапазон размеров должностных окладов для медработников, которые занимаются трудом одинаковой сложности. Однако, как показывает правоприменительная практика, все же решение об установлении индивидуального оклада не признается трудовой дискриминацией в том случае, если сотрудники занимают одну и ту же должность, но выполняют разный объем работы различной сложности.

Как учесть стаж

По общему правилу стаж медицинского работника никак не влияет на размер устанавливаемого ему должностного оклада. Как мы уже говорили, должностной оклад представляет собой фиксированную ежемесячную выплату работника, который исполнил свои трудовые обязанности в надлежащем объеме. Поскольку оплата труда медицинских работников состоит не только из должностного оклада, следует отображать их непрерывный медицинский стаж в других выплатах, например, в выплатах компенсационного характера. Такие рекомендации установлены приказом Минздравсоцразвития РФ № 818 от 29.12.2007 года.

Применение профессиональных квалификационных групп

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) могут использоваться при установлении базовых ставок и окладов Правительством РФ, зарплата медработников государственных и муниципальных больниц не может быть ниже установленных по ПКГ окладов. Согласно распоряжению Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года, заинтересованные исполнительные органы совместно с Минтрудом РФ могут разрабатывать и вносить свои конкретные предложения по должностным окладам ПКГ сотрудников. Основой формирования ПКГ являются определенные требования к уровню квалификации сотрудников, который им необходим для осуществления конкретной профессиональной деятельности, т.к. в соответствии с трудовым законодательством зарплата врача, как и любого другого работника зависит от его квалификации. Поэтому до установления базовых окладов по конкретным должностям Правительством РФ, в учреждениях здравоохранения ПКГ могут применяться при разработке систем оплаты труда медработников. Это подтверждают и положения постановления Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 года, в котором говорится что размеры окладов сотрудников устанавливаются руководством учреждения на основании требований к квалификации и опыту работы по конкретной должности (ПКГ). При этом учитывается объем выполняемой сотрудников работы и ее сложность.

Соотношение размеров оклада руководителей и медработников

Размеры должностных окладов медицинских работников никаким образом не оказывают влияния на оклад главного врача больницы и оклады его заместителей. Как сказано в ст. 145 ТК РФ, оплата труда руководителей государственных и муниципальных учреждений устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами должностного лица, региональными и муниципальными актами. Конкретные условия оплаты труда руководящих должностных лиц отражается в их трудовых договорах. При этом рядом нормативных актов приняты рекомендации по установлению уровня оплаты труда руководителей учреждений: рекомендации на 2016 год, утвержденные РТК от 25.12.2015 года, а также применительно к федеральным учреждениям – постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 года. В этих документах рекомендуется устанавливать руководителям учреждения зарплату, кратную 8 средним зарплатам всех работников учреждения; в решении РТК от 25.12.2015 года также рекомендовано устанавливать оклады для главных бухгалтеров и заместителей главного врача на уровне 70-90% от окладов руководителей больниц.

Оклад: контроль установления

Какие органы могут проверить правильность выбора должностного оклада для сотрудников медицинского учреждения:

трудовая инспекция при проведении проверок в рамках государственного надзора за соблюдением медицинским учреждением трудового законодательства РФ. Кроме того, государственной трудовой инспекцией проводятся проверки исполнения программы совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, которая утверждена распоряжением Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года;
Министерство здравоохранения РФ, как ведомство, которое исполняет полномочия учредителя по отношению к подведомственным медицинским учреждениям; территориальные фонды ОМС, которые проверяют размеры окладов в рамках проведения проверок расходов на оплату труда, которые входят в структуру тарифа на оплату медпомощи в системе ОМС;
другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок финансовой и хозяйственной деятельности больницы.
Форма отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования утверждена Приказом ФФОМС от 26.03.2013 № 65.

Расчет суммы средств, направленных на оплату труда работников кабинета (офиса) общей врачебной практики (семейного врача)

1. Штатная численность работников

2. Численность прикрепленного населения, чел.       

3. Подушевой норматив финансирования, руб.            

4. Сумма финансирования, руб.           

5. Отчет о расходовании средств

Главный врач

Главный бухгалтер

Компенсационные выплаты медицинским работникам

Указание компенсационных выплат в трудовом договоре

Возможно ли в трудовом договоре медработника прописать, что размер его компенсационных выплат устанавливается законодательством РФ? В том случае, если законодатель установил минимальные размеры компенсационных выплат для медработников, работодатель должен указать в трудовом договоре сотрудника в конкретном размере или в процентном отношении к должностному окладу. Компенсационные выплаты медицинским работникам могут предоставляться по разным основаниям: за медицинский стаж, за ненормированный день работы, за работу в сельской местности, за наличие профессиональной категории и т.д. Трудовое законодательство, как правило, устанавливает лишь минимальный размер таких выплат. Конкретные размеры компенсационных надбавок медработникам должен установить работодатель, прописав такие разделы в положении об оплате труда больницы. Дополнительные гарантии сотрудникам, которые трудятся в условиях, отклоняющихся от нормальных, должны быть прописаны в трудовом договоре сотрудника, в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Кроме того, рекомендации, утвержденные приказом Минздрава РФ № 167-н от 26.04.2013 года, говорят о том, что в положении об оплате труда, а также в трудовом договоре сотрудника следует прописать конкретные факторы и условия получения всех компенсационных выплат.

Снижение размера компенсационных выплат по результатам СОУТ

Рассмотрим условия, при которых медработнику могут быть снижены предоставляемые ему компенсационные выплаты в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ). Объем компенсаций медработника может измениться при улучшении его трудовых условий, что подтверждается заключением специалиста по СОУТ, проведенной в больнице (ст. 74 ТК РФ); Как известно, гарантии и компенсации медработникам, которые заняты в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, предоставляются в соответствии с положениями трудового законодательства, коллективным договором больницы, с трудовым договором сотрудника и т.д.

Однако, работодатель должен отменить предоставленные ранее гарантии в том случае, если на рабочем месте сотрудника обеспечены безопасные условия труда, что подтверждается заключением государственной экспертизы или СОУТ. В связи с принятием нового закона № 426 «О СОУТ», существует переходный период к новой системе оценки рабочих мест. Так, если в больнице проводилась аттестация рабочих мест до 13.07.2015 года,  то она будет продолжать действовать в течение 5 лет. СОУТ в этот период не обязательно. Медучреждение имеет право, но не обязано, инициировать проведение СОУТ до окончания срока действия результатов аттестации.

Если сохранение условий труда, которые дали работодателю право установления компенсационных выплат своим сотрудникам, подтвердилось, то размер этих дополнительных гарантий не может быть изменен по сравнению с теми выплатами. Которые действовали на начало 2014 года. В соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 15.12.2014 года по поводу применения новых правил СОУТ, улучшением трудовых условий является уменьшение окончательного класса или подкласса условий труда на конкретном месте работы сотрудника. Так, если условия труда медработника улучшились, что подтвердилось в заключении СОУТ, руководство больницы может пересмотреть объем компенсаций, которые предоставляются сотруднику во вредных условиях труда. При этом необходимо помнить о правилах изменения условий трудового договора между больницей и сотрудником, которые изложены подробно в ст. 74 ТК РФ.

Замена дополнительного отпуска за вредность денежной компенсацией

У многих работников возникает желание заменить часть положенного ежегодного отпуска денежной компенсацией. Возможно ли с точки зрения закона заменить  отпуск, предоставляемый сотруднику за работу во вредных условиях труда денежной компенсацией?

Замена отпуска компенсацией возможно, но важно соблюсти при этом ряд условий:

  • компенсировать можно лишь часть отпуска «за вредность» (2, 3, 4 степени);
  • всем сотрудникам ТК РФ гарантирует минимальные 7 календарных дней за работу во вредных и опасных условиях труда;
  • если коллективный договор медучреждения или отраслевые акты гарантируют таким сотрудникам свыше 7 дней дополнительного отпуска, то по желанию сотрудника часть, превышающая гарантированную, может быть заменена денежной компенсацией;
  • возможность замены частями дней отпуска предоставлением денежной компенсации должна быть прямо оговорена в локальных актах больницы или отраслевом соглашении;
  • работник должен выразить свое желание на замену дополнительного отпуска деньгами, его согласие оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.

Учет компенсационных выплат при дежурстве на дому

Оплата труда медицинских работников состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. С учетом всех этих выплат осуществляется и оплата дежурств врача на дому.

Под домашним дежурством понимается пребывание врача больницы дома в ожидании вызова в медицинское учреждение или к пациенту для оказания ему неотложной или экстренной медицинской помощи.  В отношении таких сотрудников обычно устанавливается особые режим работы и учета рабочего времени.

В соответствии с приказом Минздрава РФ № 148-н от 02.04.2014 года, время, в течение которого медработник дежурил на дому, является рабочим, и учитывается оно при суммированном учете рабочего времени.

При этом законодательство не устанавливает специфических правил, по которым рассчитывается зарплата врача, дежурившего на дому. Это значит, что все выплаты работнику учитываются в общем порядке, в том числе компенсационные выплаты, независимо от того, дежурил врач на дому или нет.

Компенсационные выплаты: контроль установления

Следующие государственные органы и должностные лица могут проверить правильность установления компенсационных выплат медицинским работникам:

территориальные органы службы труда и занятости, в ходе осуществления государственной экспертизы условий труда. Именно в ходе такой проверки проверяющие оценивают правильность предоставления медработникам необходимого объема компенсаций за работу с вредными или опасными трудовыми условиями;

государственная трудовая инспекция, которая оценивает безопасность условий труда, проверяет обеспечение и защищенность трудовых прав медработников в ходе специальных проверок;

специалисты по охране труда и инспектора профсоюзных органов медработников, которые осуществляют независимую экспертизу трудовых условий и безопасности сотрудников на рабочих местах;

территориальные органы ОМС, в ходе проверок, целью которых является проверка расходов на заработную плату, являющейся частью тарифа на оплату медпомощи.

Стимулирующие выплаты медицинским работникам

Использование балльной оценки

Медицинские учреждения муниципальной или государственной системы здравоохранения не обязаны использовать для оценки деятельности своих сотрудников балльную оценку трудовой деятельности Стимулирующая выплата медицинским работникам должна быть установлена в локальных актах больницы, в коллективном договоре, отраслевом соглашении или иных нормативны актах, которые содержат в себе трудовые нормы.

Приказом Минздрава РФ № 421 от 28.06.2013 года утверждены методические рекомендации, в которых говорится о том, что существуют разные механизмы распределения фонда стимулирующих доплат между сотрудниками конкретного учреждения. В том числе допустимо введение системы балльной оценки, премирования. Это значит, что конкретное медицинское учреждение может разрабатывать и внедрять свои механизмы начисления стимулирующих доплат медицинским работникам, в том числе оно вправе вводить балльную систему распределения выплат. Для этого необходимо разработать соответствующие критерии и показатели.

Выплаты ПНП «Здоровье»

Выплаты медицинским работникам в рамках национального проекта «Здоровье» устанавливаются в регионах в соответствии с тарифными соглашениями и условиями территориальной программы. Напомним, что одной из задач программы является материальное стимулирование медицинских работников. Должно ли руководство медицинского учреждения сохранять участковым врачам и среднему медперсоналу выплаты, которые ранее предоставлялись им по данной программе? Трудовое законодательство в ст. 135 ТК РФ выделяет источники, в которых могут устанавливаться дополнительные стимулирующие выплаты сотрудникам, в том числе и условия выплаты премий.

В соответствии с программой государственных гарантий на 2016 год, которая утверждена постановлением Правительства РФ № 1382 от 19.12.2015 года, в структуру тарифа, предусмотренного для оплаты оказанной помощи населению в системе ОМС, входят стимулирующие выплаты для участковых врачей, медсестер, сотрудников фельдшерско-акушерских пунктов, сотрудников скорой помощи и т.д.

В тарифных соглашениях между региональным органом исполнительной власти, территориальным фондом ОМС, профсоюзами медработников, а также медицинскими некоммерческими организациями, устанавливаются конкретные тарифы на оплату оказанной больницами медицинской помощи.

На сегодняшний день при установлении этих тарифов уполномоченная участниками комиссия учитывает размеры стимулирующих доплат медработникам, которые ранее устанавливались национальной программой «Здоровье».

В связи с этим считаем, что медицинское учреждение должно предусмотреть, что все подобные выплаты должны производиться в размере, которые уже учтены в тарифе на оказание медпомощи по территориальной программе ОМС, утвержденной на региональном уровне.

Условия, при которых стимулирующие выплаты не производятся

Медицинское учреждение должно изначально прописать в нормативной документации специальные условия, при наступлении которых стимулирующие доплаты конкретным медработникам производиться не будут. Действующая система оплаты труда медработников устанавливается в коллективном договоре больницы, в положении об оплате труда, а также в трудовых договорах конкретных сотрудников. Из правовой сути выплат стимулирующего характера следует, что  их начисление конкретным  медицинским работникам не является обязанностью медицинского учреждения – это его право. При этом в распоряжении Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года прямо сказано о том, что система оплаты труда, а также условия получения тех или иных выплат и вознаграждений не должны толковаться сторонами двойственно, они должны быть в равной мере понятны как медработнику, так и работодателю.

В методических рекомендациях, утвержденных приказом Минздрава РФ № 421от 28.06.2013, приведены некоторые условия, при которых стимулирующие доплаты медицинским работникам не начисляются:

  • если в ходе проверок выявлен факт оказания гражданам медицинских услуг платно, тогда как программой госгарантий предоставление таких услуг предусмотрено на бесплатной основе;
  • наложение дисциплинарного взыскания на медицинского работника.

При этом система оплаты труда конкретного медицинского учреждения может предусмотреть и иные условия лишения медицинского работника стимулирующих выплат в конкретном периоде.

Депремирование медицинских работников

Спорным является вопрос о применении к медицинским работникам такой санкции как депремирование. Отметим, что согласно ведомственным рекомендациям, а также положениям ТК РФ, в медицинских учреждениях рекомендуется предусматривать условия для применения стимулирующих доплат, но не условия для лишения полагающейся работнику премии. В соответствии с Распоряжением Правительства № 2190-р, мероприятиям по совершенствованию системы стимулирующих доплат медработникам проводятся с целью взаимосвязи размера зарплаты врачей с конкретными итогами их работы. В первую очередь, учитывается качество оказанных медицинских услуг, исходя, из чего применяются те или иные стимулирующие выплаты. Премия сама по себе является одним из видов стимулирующих доплат медицинским работников, поэтому в медицинском учреждении должны быть установлены конкретные условия ее получения. Конкретный перечень дисциплинарных наказания содержится в ст. 192 ТК РФ, однако, такая мера как депремирование (лишение премии) в действующей редакции кодекса не содержится. Об этом говорит и судебная практика. Суды однозначно толкуют применение депремирования по отношению к любому сотруднику работодателя как необоснованная и не подлежащая применения санкция, которая действующим законодательством признается незаконной. В связи с этим, рекомендуем главным врачам больниц избегать применения подобных санкций по отношению к медицинским работникам, в локальных актах больницы тем более не должно содержаться никаких условий депремирования.

Нормы труда для стимулирующих выплат

При установлении стимулирующих выплат медработникам используются определенные нормы труда, однако, не все из них целесообразно использовать в качестве критериев для доплаты. В частности, неприменимы трудовые нормы, которые прямо не предусмотрены для целей назначения стимулирующих выплат и никаким образом не отражают результаты профессиональной деятельности медработника и качество оказанных им медицинских услуг. Это связано с положениями распоряжения Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года, в котором сказано, что все стимулирующие доплаты сотрудников зависят о качества их труда и достигнутых профессиональных результатов, а конкретные показатели и критерии их деятельности должны быть отражены в трудовом контракте сотрудника на основании разработанной системы оплаты труда. В соответствии с приказом Минтруда РФ № 504 от 30.09.2013 года, конкретные трудовые нормы учреждения устанавливаются системой нормирования труда в организации. При этом в медицинском учреждении могут быть установлены разные нормы и нормативы: по численности персонала, по времени, по объемам, выработке и т.д.

Нецелесообразно использовать для определения стимулирующих выплат следующие нормы:

1. Норма численности медработников. В соответствии с приказом Минтруда РФ № 504 от 30.09.2013 года, данная норма нужна, прежде всего, для определения числа сотрудников определенных должностей, которые необходимы для выполнения определенного объема работ или производственных и иных функций. Например, такая норма может выражаться в одной врачебной должности на участок в соответствии с числом прикрепленного населения.

2.  Нормативы времени. В соответствии с приказом Минтруда № 504, в них выражаются конкретные затраты времени медработника, которые необходимы ему для оказания одной услуги (выполнения работы). Такой показатель в первую очередь используется для расчета норм численности сотрудников.

Нормативы обслуживания, в соответствии с приказом Минтруда РФ № 504, представляют собой показатели количества рабочих мест, оборудования, производственных площадей и т.д., с которыми сотрудник работает в течение определенной единицы рабочего времени. Такой показатель допустимо использовать для оценки трудовых результатов сотрудника при начислении стимулирующих выплат.

Примерный перечень показателей для назначения стимулирующих выплат за интенсивность и результативность работы, а также премиальных выплат по отдельным категориям работников рекомендован экспертной группой информационного центра "МЦФЭР-Медицина".   

Фонд заработной платы медицинских работников

В медицинских учреждениях существует несколько источников формирования фонда оплаты труда медперсонала:

  • денежные средства из бюджетов разных уровней;
  • денежные средства из внебюджетных источников (из фондов ОМС);
  • денежные средства, которые получены от деятельности, приносящей доход.

В учреждениях здравоохранения, которые находятся в ведении региона или муниципалитета, фонд оплаты труда формируется в соответствии с соответствующими нормативными актами субъекта РФ или муниципального образования. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2190-р от 26.11.212 года в настоящее время предусмотрена система дифференцированной оплаты труда персонала, итоговая зарплата врача зависит от сложности выполняемой им работы, ее объемов, а также квалификации сотрудника. Порядок определения фонда заработной платы медработников конкретного подразделения должен утверждаться в локальных актах медучреждения, в которых устанавливается система оплаты труда организации. При этом рассчитывается фонд оплаты труда по-разному. Так, в некоторых больницах за основу берется штатное расписание, в других – учитывается объем ежегодного финансирования.

Оплата труда медицинских работников в любом случае имеет основу – должностной оклад, который указал в трудовых договорах. Именно по отношению к размеру оклада применяются другие обязательные выплаты – компенсационные. Порядок их начисления должен быть прописан в локальных актах больницы.

Начисление же стимулирующих выплат зависит от установленных в больнице показателей качества и объема выполненной работы, а также от других условий, описанных в положении об оплате труда. Именно из этих составных частей складывается современная дифференцированная система оплаты труда. Таким образом, конечная зарплата врача напрямую зависит от качества, сложности и объема его работы, т.е. от качества оказанных населению медицинских услуг.

Для того, чтобы по такой системе рассчитывать стимулирующую часть заработка, необходимо следовать следующему порядку:

  • определить, сколько баллов заработал каждый врач за отчетный период;
  • суммировать все баллы, заработанные сотрудниками отделения;
  • определить часть фонда оплаты труда, которая приходится на стимулирующие выплаты сотрудникам отделения;
  • рассчитать стоимость одного балла;
  • высчитать стимулирующую часть зарплаты сотрудника, исходя из стоимости и суммы набранных баллов.

Исходя из этого, фонд оплаты труда медицинского работника представляет собой сумму всех выплат, причитающихся работнику за отработанный месяц, включая стимулирующие выплаты, премии, а также иные регулярные выплаты. Рассчитывается зарплата врача исходя из тарификационных списков больницы, а также ее утвержденного штатного расписания.

*) включены врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания. Источник: Росстат

*Уровень средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг)* в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской

 

Подписаться на новости и публикации