Задачи субъектов РФ в сфере здравоохранения

11 ноября 2019

Под председательством Президента России Владимира Путина в Светлогорске (Калининградская область) 31.10.2019 г. состоялось расширенное заседание президиума Государственного совета по теме «О задачах субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения». Министр здравоохранения Вероника Скворцова в своем докладе отметила, что в России в последние годы произошли серьезные преобразования в сфере здравоохранения, направленные на формирование единой Национальной пациенто-ориентированной системы. В тоже время, отметила Министр, «необходима масштабная ревизия инфраструктуры в соответствии с реальными потребностями населения, с учётом транспортной инфраструктуры, коммуникаций и уровня развития цифровых технологий, а также с учётом прогноза демографических и миграционных изменений».

В соответствии с поручением Президента и Принципами модернизации первичного звена здравоохранения, всем субъектам РФ предстоит в сжатые сроки завершить пересмотр схем размещения и мощностей медорганизаций первичного звена, паспортизацию каждой медицинской организации с оценкой износа зданий, оборудования и транспорта.

«Минздрав совместно с другими ведомствами окажет всестороннюю помощь регионам в составлении региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, а затем в их реализации», - подчеркнула Вероника Скворцова.

Стенографический отчёт о расширенном заседании президиума Государственного совета
В.В. Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы собрались сегодня в широком составе: здесь присутствуют главы большинства субъектов Федерации. Нам предстоит рассмотреть, как решаются в регионах задачи здравоохранения.
Знаю, что вы приехали заранее, обсуждали эти вопросы с участием руководителей федеральных органов власти, экспертного сообщества. Я тоже имел удовольствие встретиться с некоторыми коллегами, которые по линии общественных организаций занимаются этими вопросами и сами работают в первичном звене здравоохранения.
В начале нашей встречи, конечно, хочу сказать, и это справедливо, что в области здравоохранения за последние годы сделано немало. Важнейшим показателем позитивных перемен в нашем здравоохранении является устойчивый рост средней продолжительности жизни. Так, в 2014 году она составляла 70,9 года, а в этом году, по данным на август, 73,6. Всемирная организация здравоохранения подтверждает эти цифры и эти темпы.
Заседание президиума Госсовета о задачах субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения
Это, конечно, результат напряжённых усилий, продуктивной работы врачей, медицинских организаций, учёных, талантливых команд, которые трудятся во многих регионах. Они внесли большой, огромный вклад в развитие высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи, в решение сложнейших задач в области охраны материнства, детства.

И хотел бы ещё раз подчеркнуть: все наши достижения – это подтверждение того, что мы способны и вместе с тем обязаны сделать больше, тем более должны учитывать высокий, постоянно растущий запрос общества. Вообще‑то всем понятно, что мы все с вами – я сейчас говорю не про сферу здравоохранения, а вообще про любую сферу, – мы оцениваем результаты сегодняшнего дня не по тому, как было плохо вчера, а по тому, каковы требования на сегодняшний день, и по тому, что мы должны и хотели бы получить завтра. То, что вчера было достижением, сегодня часто воспринимается как норма, и это на самом деле справедливо.
Сейчас более 60 процентов граждан невысоко оценивают качество здравоохранения, и в основном это относится к его первичному звену.
Хотел бы ещё раз повторить: для всех нас это требование означает необходимость серьёзно усилить работу по обозначенному направлению.
Вы знаете, что начиная с августа мы провели целый цикл совещаний на эту тему, обсуждали проблемы, которые для людей имеют первостепенное значение. Это низкая доступность учреждений первичного звена: ФАПов, врачебных амбулаторий, поликлиник, районных больниц. Многие здания, как известно, построены ещё в середине прошлого века, не ремонтировались долгие‑долгие годы. Оснащённость диагностическим оборудованием зачастую скудная, практически везде дефицит кадров.

По итогам совещаний и в соответствии с поручениями, которые были даны мною Правительству, были утверждены принципы модернизации первичного звена. На их основе субъекты Федерации должны до 10 января следующего года разработать свои региональные программы и до 1 июля их принять.
Вы, уважаемые коллеги, знаете, как обстоят дела в ваших регионах. Первичное звено – это зона ответственности прежде всего региональных властей, и у вас есть, безусловно, свой взгляд на решение накопившихся проблем. Хотел бы, чтобы наш разговор сегодня был предметным и абсолютно откровенным.
Первичное звено, по сути своей, самое близкое к людям, крайне важное для них. Большинство претензий граждан справедливы и обоснованны, и в случаях, когда мало что меняется к лучшему, это становится особенно очевидным. И когда местные власти с известным рвением берутся за оптимизацию и часто делают это схематично, усложняют доступ к медицинской помощи, это только усугубляет ситуацию.

К примеру, поликлиника, где принимают терапевты, недалеко от места проживания, а все так называемые узкие специалисты, диагностическое оборудование нередко сосредоточены или в другом конце города, или вообще где‑нибудь в соседнем районе. Такая логистика, скорее всего, даёт экономию средств, но не учитывает запросы и интересы людей, не обеспечивает широкую доступность медицинских услуг.
Да, конечно, в этой ситуации кто‑то подождёт, кто‑то терпимость определённую проявит, в очереди постоит, а кто‑то просто рукой махнёт и отложит на потом, а в результате всё может закончиться тяжёлым заболеванием или тяжёлыми осложнениями.

Очень многое зависит от опыта, знаний, квалификации врачей, занятых в первичном звене, от их внимания к пациенту. Однако зачастую за одну смену нужно принять – как известно, врачи это знают лучше, чем кто‑либо другой, – до 30 человек да ещё и заполнить ворох бумаг. Сегодня с коллегами тоже эта тема в ходе беседы упоминалась.
Доктора, средний медперсонал – это люди, на которых лежит огромная ответственность за здоровье каждого человека, а значит, всего нашего народа. И создание условий для достойного исполнения их врачебного долга – это, безусловно, наша общая важнейшая задача.

В том числе нужно наконец разобраться, насколько эффективна действующая система оплаты труда. Сейчас не буду вдаваться в детали, я думаю, что вы сами об этом скажете в ходе нашей сегодняшней дискуссии. Но некоторые вещи, слушайте, ну просто вызывают удивление. Допустим, санитарок мы приравняли по темпам роста заработной платы к среднему персоналу – начали их переводить в уборщицы. Ну зачем? И так у них не такая уж большая заработная плата. На чём экономим‑то?
Для финансирования мер по модернизации первичного звена на три года начиная с 2020‑го предусмотрено 150 миллиардов рублей дополнительных средств – по 50 миллиардов в год. Добавлю, что эта сумма оценивается пока как достаточная для начального периода модернизации во втором полугодии 2020 года. Считаю, что после проведения экспертизы региональных программ объём ассигнований может быть и скорректирован.

Правительство предложило свои подходы к распределению средств по регионам. Тема непростая и касается межбюджетных трансфертов и требует нашего совместного с вами обсуждения. Я, безусловно, коллеги, готов выслушать ваши предложения. Главное здесь – добиться отдачи, конкретных, видимых результатов от использования выделяемых ассигнований.
В нашей повестке много вопросов. Вы их предметно рассматривали на круглых столах, имели возможность для широкого обмена мнениями.
Сейчас крайне важно выйти на согласованные решения. Первичное звено – это основа, фундамент всей системы здравоохранения, да и само слово «первичное» означает, что это в первую очередь, означает первенство, приоритет, а не место на периферии отечественного здравоохранения. И чтобы вывести первичное звено на высокий, требуемый уровень, необходимо слаженно, эффективно действовать, причём всем органам власти всех уровней.
Ещё раз повторю: основная работа должна идти в субъектах Российской Федерации. Я прошу Правительство, Министерство здравоохранения, другие ведомства оказывать всестороннее содействие, помощь и поддержку регионам. Давайте начнём работу.

Доклад Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой
«О задачах субъектов РФ в сфере здравоохранения»

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!
За последние годы в России осуществлены серьезные преобразования в сфере здравоохранения, направленные на формирование единой Национальной пациенто-ориентированной системы, объединяющей весь медицинский потенциал страны, независимо от формы собственности, основанной на единых требованиях к доступности и качеству медицинской помощи, квалификации медицинских работников, на принципах солидарности и социального равенства.

1. Была разработана и внедрена трехуровневая модель регионального здравоохранения, получившая сейчас широкое признание в мире и используемая во многих странах.
Для оказания современной экстренной специализированной помощи при жизнеугрожающих состояниях в течение «золотого часа» поэтапно создан второй – межрайонный – уровень. Сегодня работают более 1200 ангионеврологических и кардиологических сосудистых центров, 1500 травмацентров, что позволило снизить с 2008 года смертность от инсультов и комбинированных травм более чем в 2 раза (от инфарктов миокарда – на 18%).
Сформирован третий уровень системы – это уже 836 головных региональных организаций, что привело к увеличению объемов ВМП в 5,3 раза при существенном расширении перечня диагностических и лечебных технологий. В том числе созданы 94 перинатальных центра, координирующих региональные системы родовспоможения, что позволило снизить материнскую и младенческую смертность на 56 и 40% за 10 лет, до одних из самых низких в мире показателей.

В последние годы мы уделяли особое внимание развитию комплексной профилактики: созданию системы общественного здоровья и формированию здорового образа жизни, внедрению массовых профилактических осмотров и диспансеризации, расширению вакцинации, что и позволило за 10 лет снизить заболеваемость туберкулёзом в 2 раза, а смертность – в 3 раза; заболеваемость гриппом – в 6 раз, а смертность в десятки раз; увеличить выявляемость самых ранних стадий онкологических заболеваний до 57%, а при раках репродуктивной системы – от 67 до 84%, взять под контроль артериальную гипертонию более чем у 60% пациентов.
Тем не менее, как Вы отметили, состояние первичного звена здравоохранения не может нас устраивать.
Большая часть инфраструктуры первичного звена создавалась более 70 лет назад и дополнительно пострадала в 90-е и 2000-е годы, особенно в сельской местности. Так, число ФАПов и сельских врачебных амбулаторий с 1991 по 2014 год сократилось почти на 16 тысяч.
В 2014–2016 годах впервые с советского периода были пересмотрены требования к размещению инфраструктуры первичного звена здравоохранения. Для помощи в территориальном планировании была создана автоматизированная геоинформационная система. Это позволило в 2016 году субъектам РФ разработать и принять «дорожные карты» по достраиванию первичного звена.
Результатом стало поэтапное восстановление сельской медицины. С 2014 по 2018 год было введено в строй более 2,4 тыс. новых сельских медицинских объектов. А число поликлинических отделений районных и центральных районных больниц увеличилось на 26% – до 11,5 тыс.
По итогам 2018 года, из 45,7 тыс. населённых пунктов, требующих наличия ФАПа, осталось обеспечить 499.

С 2019 года стартовали 6 федеральных проектов НацПроектов «Здравоохранение» и «Демография», направленные на совершенствование работы первичного звена.
Так, до конца текущего года регионы должны построить не менее 390 ФАПов и в следующем году завершить строительство объектов сельской медицины.
Для медицинского обеспечения жителей малонаселенных пунктов (меньше 100 человек) активно внедряются выездные формы работы. Число передвижных подразделений в регионах увеличилось до 3800, а число выполненных ими посещений превысило 4,2 млн. в год. К 2022 году в рамках НацПроекта запланировано приобретение еще 1300 мобильных диагностических комплексов.
Для оказания медицинской помощи жителям труднодоступных районов страны с 2016 года развивается санитарная авиация. В этом году вылеты осуществляются уже в 49 регионах, причем за 9 месяцев совершено почти 13 тыс. вылетов и спасено более 18 тыс. пациентов. С 2021 года санитарная авиация заработает по всей стране.

Вместе с тем, не преодолев накопившегося износа и технологического отставания районных и центральных районных больниц, поликлиник и амбулаторий мы не сможем сделать первичное звено здравоохранения действительно доступным и качественным. Необходима масштабная ревизия инфраструктуры в соответствии с реальными потребностями населения, в привязке к каждому населенному пункту и численности проживаемого в нем населения, с учётом транспортной инфраструктуры, коммуникаций и уровня развития цифровых технологий, а также с учётом прогноза демографических и миграционных изменений. В соответствии с Вашим поручением и принятыми Правительством Принципами модернизации первичного звена здравоохранения, все субъекты РФ должны в сжатые сроки завершить пересмотр схем размещения и мощностей медицинских организаций первичного звена, паспортизацию каждой медицинской организации с оценкой износа зданий, оборудования и транспортных средств и составлением перечней объектов, требующих нового строительства, реконструкции, капитального ремонта, переоснащения.
Минздрав совместно с другими ведомствами окажет всестороннюю помощь регионам в составлении региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, а затем в их реализации.

2. Значительный резерв для повышения доступности медицинской помощи и комфортности условий её получения заключён в развитии цифровых технологий. С 2014 года число медицинских организаций, использующих медицинские информационные системы, увеличилось в 7 раз до 15,5 тыс. Сегодня перед регионами стоит задача – обеспечить соответствие этих систем утвержденным единым требованиям!
Только в этом случае до 2022 года мы сможем завершить создание единого цифрового контура Национальной системы здравоохранения, включающего все необходимые подсистемы: маршрутизации и управления потоками пациентов, диспетчеризации санитарного авто- и авиа-транспорта, лекарственного обеспечения, лабораторных и инструментальных исследований и др.
В цифровой контур должны быть включены до 2022 г. сельские медицинские подразделения, налажена система многоуровневых телемедицинских консультаций и дистанционной диагностики и мониторинга состояния здоровья пациентов из групп риска.

3. Вся деятельность здравоохранения зависит от кадрового обеспечения отрасли. После отмены обязательного распределения выпускников медицинских учебных заведений в системе сформировались серьезные кадровые дисбалансы, прежде всего, острый дефицит кадров в первичном звене и по ряду сложных специальностей при параллельно существующем профиците. Для возможности кадрового обеспечения даже самых удаленных районов страны были разработаны и внедрены новые механизмы, позволяющие закреплять кадры на рабочих местах по реальной потребности: аккредитация как механизм допуска выпускников учебных заведений к профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения; целевая подготовка специалистов, эффективность которой повысилась до 90%; программы «Земский доктор/Земский фельдшер», которые привели в сельскую медицину более 34 тыс. молодых специалистов, повысив показатель обеспеченности сельского населения врачами на 21%. Благодаря этому, только за последние полтора года, с 2017 года, дефицит врачей в первичном звене сократился на 10 тысяч – с 35 тыс. до 25 тыс., а среднего персонала – на 12 тысяч, со 142 до 130 тыс.
В целом, за последние 4 года увеличилась численность врачей в поликлиниках: как участковых (педиатров – на 1845 (+7%), врачей общей практики (семейных врачей) – на 1795 (+20%)), так и врачей дефицитных специальностей (онкологов – на 1322 (+20%), реаниматологов – на 2345 (+8%), рентгенологов – на 1069 (+7%) ).
Однако сохраняющаяся острота кадровой проблемы в первичном звене потребовала принятия дополнительных мер.
Минздрав пересмотрел правила конкурсного поступления в ординатуру. Особые преимущества при поступлении будут иметь молодые специалисты, имеющие стаж работы в первичном звене.

Считаем также необходимым увеличить число целевых мест по программам специалитета до не менее 70% и ординатуры – до 100%.
Но, при этом необходимо прекратить имеющуюся в ряде регионов негативную практику по откреплению «целевиков» от принятых обязательств как на уровне региональных департаментов здравоохранения, так и на уровне главных врачей.
Регионам предстоит в рамках проводимой паспортизации медицинских организаций первичного звена пересмотреть и обосновать штатные расписания каждой организации с учётом нагрузки на каждого специалиста; уточнить уровень кадровой обеспеченности; привести структуру заработной платы к рекомендуемой еще в 2014 году, с сохранением всех справедливых компенсационных и стимулирующих выплат.
Для сокращения дефицита среднего медицинского персонала особую значимость имеет Ваше поручение субъектам РФ, Владимир Владимирович, увеличить число бюджетных мест в региональных медицинских колледжах не менее, чем на 30% от имеющего дефицита.

Кроме того, чрезвычайно важно обеспечить повышение эффективности трудоустройства специалистов с помощью принятия специальных мер по социальной поддержке медицинских работников, прежде всего, обеспечению жильем, и развитию системы наставничества.
Весь комплекс кадровых мер должен стать важной частью региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.

4. Основополагающим признаком единой Национальной системы здравоохранения являются общие требования к качеству медицинской помощи на всей территории страны.
С 2012 года были разработаны и внедрены обязательные к исполнению порядки оказания медицинской помощи по профилям, национальные клинические рекомендации при основных заболеваниях человека, критерии качества медицинской помощи, являющиеся базой для любых контрольных и экспертных мероприятий.
Совместно с Национальной Медицинской Палатой, разработаны и утверждены профессиональные стандарты по 58 медицинским специальностям.
В соответствии с принятыми смысловыми документами, были обновлены образовательные программы вузов, активно заработали 105 симуляционно-тренинговых центров, внедрены 2700 интерактивных образовательных модулей для дистанционного повышения квалификации медицинских работников, которые размещены в свободном доступе на Федеральном Портале непрерывного профессионального образования Минздрава. Активными пользователями стали уже более 340 тысяч врачей.
Сегодня важнейшей задачей является привить навыки врачам во всех регионах страны работать в соответствии с клиническими рекомендациями и порядками. Определяющую роль в этом играют главные профильные специалисты округов и регионов, главные врачи медицинских организаций, Национальная медицинская палата.
Кроме того, для осуществления методологической и консультативной поддержки с
2016 года сформирована сеть головных национальных медицинских исследовательских центров, которые курируют профильные подразделения регионов и оказывают круглосуточную телемедицинскую помощь, в том числе через диагностические референс-центры.
Для перехода на новый уровень управления качеством и преемственностью медицинской помощи, поддержки врачебных решений в этом году разработана первая интеллектуальная вертикально-интегрированная информационная система по профилю онкология. Завершается ее пилотирование; масштабное внедрение начнется в 2020 году. Аналогичные системы будут разработаны по основным медицинским профилям и внедрены до 2023 года.

5. Ключевым принципом работы здравоохранения является приоритет интересов пациента, уважительное отношение к его времени и создание комфортных условий пребывания в медицинских организациях.
С конца 2016 года, совместно с ГК Росатом, был запущен проект по внедрению новой организационной модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь с применением бережливых технологий.
На сегодняшний день проект реализуют уже 3 тыс. поликлиник в 82 регионах, в том числе 1,5 тыс. детских. Достигнуты впечатляющие результаты:
В разы сократилось время ожидания в очередях. Более чем в 2 раза увеличилось время непосредственной работы врача с пациентом. Теперь пройти диспансеризацию можно не за 5, а за 1–2 посещения, в том числе вечером и по субботам.
В рамках проекта развиты медицинские информационные системы: введены электронные медицинские карты и обмен медицинскими документами, в том числе рецептами и листками нетрудоспособности, электронные расписания врачей и дистанционная запись на прием, автоматизированные рабочие места медицинских работников.

Для дополнительного мотивирования руководителей и сотрудников всех поликлиник к совершенствованию технологических процессов считаем целесообразным нормативно закрепить основные требования к новой организационной модели и порядок определения степени соответствия этим требованиям.
Во всех регионах важную поддержку пациентам в реализации их главного права на охрану здоровья оказывают более 14 тысяч страховых представителей. Созданы контакт-центры, введены СМС-оповещения с активным приглашением на диспансеризацию и профосмотры, оказывается помощь в организации индивидуального графика посещений. Эти механизмы ОМС стали важной частью работы первичного звена.

Уважаемые коллеги!
Главными парадигмами развития современной медицины и здравоохранения являются, с одной стороны, комплексная профилактика и медицинской сопровождение здоровых; с другой – персонификация технологий диагностики и лечения на основе самых современных достижений науки и инженерии.
Именно сочетание этих двух направлений позволило нам обеспечить значительные положительные результаты в борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями и увеличить продолжительность жизни – за 10 лет на 5,6 года, у мужчин – на 6,7 и у женщин – на 4,2. Причём за 9 месяцев текущего года продолжительность жизни достигла исторического национального максимума – 73,5 лет (рост на 0,6 года) за счёт дополнительного спасения 31 тыс. человеческих жизней.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что в настоящее время в стране создана нормативная, методологическая и организационная база, которая доказала свою эффективность.
Сегодня нам нужно на основе детального анализа реальной ситуации и потребностей населения в каждом регионе реализовать все заложенные потенциальные возможности. Это можно сделать только при условии исполнения единых минимально-достаточных требований и региональных обязательств, включая недопущение дефицита финансового обеспечения территориальных программ госгарантий из регионального бюджета, а также при активном вовлечении самого населения и медицинских работников во все преобразования. Спасибо!

Источники: ссылка , ссылка

Подписаться на новости и публикации