В Российской Федерации вступил в силу закон о телемедицине

10 января 2018

С 1 января 2018 года в России вступил в силу закон о телемедицине, утвержденный на федеральном уровне летом 2017 года. Основные требования к телемедицинским технологиям определил Минздрав России.

Телемедицину можно будет применять как при оказании первичной медико-санитарной помощи, так и скорой, специализированной, высокотехнологичной, паллиативной. С помощью телемедицины возможно проводить консилиумы врачей, консультации, дистанционно наблюдать за здоровьем пациента. Помогать людям с помощью электронных средств связи можно будет в экстренных и плановых случаях, находящимся в стационаре, и тем, кто лечится амбулаторно.

Как отмечается в документах Минздрава, ответственность за медзаключение по результатам консультации по телефону или интернету несет тот, кто ее дал - удаленный врач или консилиум. А вот ответственность за принятие решений по результатам лежит на лечащем враче.
По словам президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, в США телемедицину начали внедрять десять лет назад - в 2008 году. Но уже через восемь лет, к 2016 году, в стране уменьшилась обращаемость пациентов за медпомощью амбулаторно на 70 процентов, число койко-мест - на 19 процентов, стационарных больниц - на 26 процентов. Таким образом, телемедицина высвобождает огромные ресурсы.

Два вектора развития
Согласно содержанию законопроекта, инновационная отрасль должна развиваться сразу по двум направлениям:
1. Организация мероприятий в формате «врач – врач» (видеоконференции, медицинские консилиумы). Такое общение в профессиональной среде, прежде всего, должно быть направлено на помощь конкретным пациентам. И включать обсуждение сложных для диагностирования или лечения случаев, организацию мониторинговых мероприятий для сбора информации об эффективности назначенного пациенту курса лечения, для принятия решений о проведении дообследования или повторной консультации больного, необходимости госпитализации или транспортировки в другое лечебное учреждение.
2. Взаимодействие в формате «врач/медицинский работник/представитель структуры здравоохранения – пациент». В рамках этого направления предполагается проводить опросы населения об эффективности проведенного лечения/мониторинга, качестве медицинского обслуживания и анализировать претензии пациентов к конкретным медицинским учреждениям или специалистам. На удаленных сеансах врачи-телеконсультанты могут проводить профилактические беседы по актуальным для пациента темам, давать рекомендации о посещении узкого специалиста.
Содержание второго направления вызывает наибольшее количество споров среди врачей и представителей компаний, работающих на телемедицину. Чиновники Минздрава долгое время придерживались мнения о возможности проведения телемедицинской консультации с пациентом только после физического контакта с врачом и диагностики/обследования в лечебном учреждении.

Условия работы телемедицинских систем
В положениях законопроекта записано, что телемедицинская помощь может быть оказана повсеместно: в домашних условиях, на базе амбулатории и стационарного медицинского учреждения (в том числе – дневного типа). Удаленная помощь должна предоставляться в рамках системы государственных гарантий (бесплатно), действующих в системе здравоохранения. Медицинские учреждения, которые готовы внедрить удаленные услуги в свои рабочие циклы, должны зарегистрироваться в ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система для здравоохранения) и войти в Федеральный реестр лечебных учреждений.
Медицинские работники, желающие стать телеконсультантами или использовать телемедицинские инструменты в своей практике, тоже должны получить официальную регистрацию в ЕГИСЗ, в списках Федерального регистра медработников.
Регистрация будет гарантией подлинности и качества получаемой медицинской помощи. Одновременно она станет барьером на пути деятельности псевдоврачей, предлагающих медицинские консультации на якобы профильных сайтах, ведь отследить активность подобных «специалистов» с помощью других методов невозможно.

Дополнения к основному закону
Официально зарегистрированные врачи-телеконсультанты будут использовать усиленную электронную подпись для подтверждения своей компетентности и правовой силы решений, принятых на телеконсультации. Содержание телемедицинского сеанса, задокументированное в электронном формате, на протяжении 1 года будет сохраняться в специальном архиве.
На данный момент чиновниками Минздрава разработано несколько нормативно-правовых актов, дополняющих основной документ. Определен порядок и содержание телеконсультаций при различных условиях/обстоятельствах: при возникновени и аварийных/экстремальных условий, при проведении плановых дистанционных сеансов, прописан алгоритм организации круглосуточных или почасовых мониторинговых мероприятий.

Источники: ссылкассылка

Подписаться на новости и публикации