Национальный проект «Здравоохранение» - путь к инновационной медицине

25 июня 2019

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Игоревна Скворцова приняла участие в III Форуме социальных инноваций регионов, который открылся 19 июня в Москве, на ВДНХ. Глава Минздрава России выступила с докладом на пленарном заседании «Роль национальных проектов в прорывном развитии социальной сферы регионов». В своем выступлении Вероника Скворцова отметила роль входящих в национальный проект «Здравоохранение» федеральных проектов в развитии высокоэффективной инновационной медицины. «Главной идеологией инновационной медицины является человеко-центризм, т.е. выстраивание системы вокруг каждого человека с пониманием его каждодневных потребностей, возможности оказания экстренной и эксклюзивной медицинской помощи», – подчеркнула Министр.

Одной из главных национальных целей страны является укрепление здоровья людей и увеличение продолжительности жизни, прежде всего, здоровой. Обеспечить переход к 78 годам быстрее, чем это сделали другие страны (т.е. не за 15–40 лет), можно только на основе комплексного проектного подхода, который и положен в основу национальных проектов, стартовавших в этом году. Для решения поставленных задач было разработано 10 федеральных проектов, вошедших в Нацпроекты «Здравоохранение» и «Демография». Все они тесно взаимосвязаны и обеспечивают эффективность друг друга.

Проекты направлены на создание инфраструктурных, технологических, цифровых, кадровых и других условий для снижения предотвратимой смертности от основных причин и перехода к высокоэффективной инновационной медицине. Эта так называемая "4-П-медицина" основана на принципах активной вовлечённости каждого человека в заботу о своём здоровье, первоочередной профилактики, прогнозирования, а также максимальной персонификации лечебно-диагностических технологий.

Главной стратегией является преобразование медицины "лечения заболевших" в медицину "сопровождения здоровых" и "предупреждения заболеваний" путём управления индивидуальными факторами риска и факторами окружающей среды, влияющими на возникновение патологии. Профилактический подход – самый эффективный, осуществляя вклад в здоровье не менее 60%, он требует лишь 4% ресурсов на здравоохранение и позволяет сберегать ресурсы для обеспечения каждого человека в случае серьезного заболевания современными высокими медицинскими технологиями.

Именно поэтому отдельный федеральный проект посвящен мотивированию людей к ведению здорового образа жизни, обучению методам мониторирования собственного здоровья с ранним выявлением признаков неблагополучия. Проект предполагает формирование на всей территории страны сети центров общественного здоровья, ответственных за «паспортизацию здоровья» каждого населённого пункта или района, выбор и внедрение адекватных адресных программ «коррекции рисков».

Наряду с этим, совместно с РСПП, Торгово-промышленной Палатой и Опорой России, будут тиражироваться корпоративные программы здоровья для работающих и создаваться здоровье-сберегающая среда на рабочем месте. Особое внимание в Проекте уделено совместной с Минпросвещения работе по формированию и внедрению образовательно-воспитательных учебных программ для детей от 3 до 18 лет, включающих в систему ценностей личности заботу о своем здоровье и автоматизирующих у каждого ребенка приверженность здоровому образу жизни и неприятие деструктивного поведения. Мы благодарны Палатам Федерального Собрания за поддержку общенациональных нормативно-правовых инициатив по борьбе с табакокурением, пагубным применением алкоголя, наркопотреблением, а также по организации здорового питания, устранению микронутриентной недостаточности в пище, в том числе йодированию пищевой соли.

Обязательным условием внедрения инновационных медицинских технологий является достраивание и обновление инфраструктуры здравоохранения в населенных пунктах с числом жителей более 100 человек. Это направление реализуется в рамках пяти федеральных проектов на основе отработанных единых подходов к территориальному планированию и обеспечению установленных для всей страны предельных сроков ожидания разных видов медицинской помощи, прежде всего, основополагающей первичной медико-санитарной помощи, специализированной помощи при сосудистых и онкологических заболеваниях, при заболеваниях у детей.

Для малонаселенных местностей активно развиваются выездные формы медицинской помощи с использованием мобильных профилактических и диагностических комплексов, а также санитарной авиации, которая уже внедрена в 49 регионах, а до конца 2021 года распространится на всю страну.

С учётом выраженной региональной специфики, конструирование трёхуровневой системы медицинской помощи проводится абсолютно индивидуально в каждом субъекте РФ, но опирается на единые требования к ее своевременности, объему и качеству. Для этого внедряются цифровая геоинформационная система, современные модели логистики и управления потоками пациентов и всеми ресурсами системы.

Для повышения оперативности при оказании экстренной медицинской помощи до конца года во всех регионах начнет работу единая цифровая диспетчерская служба, объединяющая наземную и авиационную скорую помощь.

Цифровизация медицины, создание единого цифрового контура здравоохранения не только повысят эффективность всей системы и позволят оптимально использовать ресурсы, но и создаст особую высокопрофессиональную и комфортную среду для сетевого взаимодействия всех участников лечебно-диагностического процесса, включая и пациентов, и медиков, и немедицинские кадры.

Таким образом, активное вовлечение пациента в заботу о своем здоровье, приват профилактике и тотальная цифровизация – позволят к 2024 году предоставить возможность каждому человеку мониторировать свое здоровье с помощью электронных гаджетов и при выявлении функциональных отклонений получать персонифицированные рекомендации от интеллектуальных программ, встроенных в «деперсонализированное цифровое облако» Big-Data. Миниатюризация и повышение чувствительности гаджетов сделает этот процесс почти незаметным и комфортным.

Это фактически изменит архитектуру всей системы здравоохранения: от иерархической трехуровневой – к сетевой цифровой, в центре которой – интересы и потребности каждого человека, активно использующего информацию о себе для коррекции образа жизни и факторов риска и опирающегося на активное социальное сообщество и группы поддержки в виде психологов, социальных работников, страховых представителей. Будет действительно реализован принцип человеко-центризма. Преобразования позволят сконцентрировать силы на том, чтобы вся медицинская помощь была высокотехнологичной и в экстренной, и в плановой форме. При этом система станет прозрачной для оценки своевременности и качества оказанной помощи.

Для содержательного обновления отечественной медицины Нацпроект «Здравоохранение» предусматривает активное внедрение системы управления качеством медицинской помощи, основанной на применении разработанных ведущими экспертами страны современных клинических рекомендаций и протоколов, критериев качества, а также совершенствовании контроля. Активную роль в этом процессе играют национальные медицинские исследовательские центры – флагманы и «головные» методологи по отдельным медицинским профилям, развитие которых предусмотрено в Нацпроекте «Здравоохранение». Они обеспечивают не только контроль за внедрением действующих клинических рекомендаций и методическое сопровождение организации профильной медицинской помощи в регионах, но и разработку инновационных технологий, их трансляцию в практику и тиражирование, подготовку и аккредитацию высокопрофессиональных кадров.

Медицина наполняется новыми смыслами: инновационными лекарствами, биомедицинскими технологиями, изделиями.
Для приоритезации и ускорения процессов смыслового обновления медицины Минздравом России создан механизм направленного инновационного развития. В его основе лежит постоянная аналитическая деятельность и прогнозирование научно-технологического развития, концентрация ресурсов на наиболее перспективных направлениях. Под каждый приоритет формируется отдельный проектный офис и виртуальная команда носителей необходимых компетенций, вне зависимости от места их работы и ведомственной принадлежности. Комплексное административное сопровождение исследований позволяет ускорить инновационный цикл – от идеи до внедрения продукта в практику – в несколько раз.
Среди наших новых разработок:
· генотерапевтические методы и редактирование генома,
· генноинженерные вакцины и таргетные препараты,
· регенеративные и клеточные технологии,
· бионические протезы с обратной связью,
· робототехника и технологии виртуальной реальности,
· автоматизированные сенсоры и детекторы биопатогенов.

Безусловно, носителями компетенций являются люди – медицинские кадры. Отдельный проект посвящен не только обеспечению необходимого количества врачей и среднего медицинского персонала, но и должного уровня их квалификации через внедрение обновленных образовательных программ, в том числе дистанционных, интерактивных, новых систем непрерывного медицинского образования и допуска к профессии – аккредитации, основанной на независимой оценке квалификации медицинского работника профессиональным сообществом.

В перспективе, уже существующие в нашей стране технологии (такие как:
· пренатальная (до рождения) генетическая диагностика и при необходимости редактирование генома,
· при рождении взятие аутологичного материала стволовых клеток и лимфоцитов и обеспечение при необходимости создания эквивалентов собственных тканей и органов,
· в 3 года, после полного формирования, забор микробиоты для последующей аутотрансплантации и коррекции многих неинфекционных заболеваний) смогут существенно удлинить «синусоиду жизни» за счет всех основных возрастных периодов – детства, юности, активной зрелости.

Однако, во главе всего остается собственная мотивация человека к сохранению здоровья, а это возможно при формировании с раннего детства оптимистичного отношения к жизни и высокого уровня эмпатии к людям. Следует отметить, что в результате реализации национальных проектов, внедрения передовых технологий и развития сервисных услуг увеличится число иностранных пациентов в российских клиниках. Так, уже за последние 3 года их количество выросло с 20 тысяч в год до более 300 тысяч.

Это обеспечит привлечение дополнительных инвестиций в систему и позволит дополнительно развить инфраструктуру российского здравоохранения, что, прежде всего, послужит населению нашей страны.

Презентация доклада В.И. Скворцовой

Источник: ссылка

Подписаться на новости и публикации